|
Конец XX - начало XXI вв. ознаменовались коренными изменениями
политической карты мира. На многих континентах - в Европе, Азии, Африке,
Латинской Америке пали тоталитарные режимы. В результате некоторые
прежние государства распались (например, Югославия), другие -
разделились (Чехословакия), третьи сохранились в прежних границах
(Болгария или Венгрия), но везде характер государственной власти
принципиально изменился, возникли новые по своей социальной сущности
государства. В одних странах это произошло мирным путем, в других
использовались вооруженные формы борьбы (например, в Румынии). Ушедший
XX век не решил стоявшие перед современной Россией многих задачч.
Энергия разрушения основ российского общества, «закрученная» в начале
прошлого столетия, сохранила свою силу и продолжает влиять на
формирование новой российской государственности. Это сложное состояние, и
поэтому любое реформирование российского общества должно основываться
на объективном научном анализе всей системы факторов, влияющих на этот
процесс. Российское государство, представляя собой единое
политическое целое, является далеко не однородным телом с точки зрения
физических условий, территории, этнического состава населения, его
экономической и духовной жизни. С этими особенностями необходимо
серьезно считаться. Целью дипломного исследования является характеристика формы правления, а также анализ современных форм правления государства. В работе решаются следующие задачи: 1) изучить теоретические основы исследования формы правления; 2) проанализировать современные формы правления; 3) исследовать современную форму правления Российской Федерации. В
работе использован комплекс методов: общенаучные методы (диалектика,
анализ, синтез и др.), специальные методы (системный, структурно –
функциональный и др.), частнонаучные методы (политико-правовое
прогнозирование и др.). В работе дается анализ и характеристика
основных подходов, идей, концепций и взглядов представителей различных
школ и направлений к вопросу понимания формы правления государства,
изложенные с учетом последних достижений исторической и
теоретико-правовой науки. Работа написана на основе последних
достижений политологии, юридической науки, которые разрабатываются
российскими и зарубежными учеными в области дисциплин: Теория
государства и права, Политико-правовые учения, Политология,
Конституционное право Российской Федерации, а также нормативно –
правовых актах. В работе использованы выводы и положения советских и
российских теоретиков государства и права, политологии, социологии,
в частности В. К. Бабаева, Р. Т. Мурхаева, М. Н. Марченко, В. С.
Нерсесянца, В. П. Пугачёва, В. В. Касьянова и др. Актуальность дипломного исследования обусловлена объективными процессами развития российского государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма государства как форма выражения
организованной властной воли людей к созданию и обеспечению современных
форм общежития и совместной деятельности в рамках определенных границ
территории, состава населения, соблюдения суверенности своего и других
народов должна формироваться с учетом факторов, складывающихся как
внутри определенного гражданского общества, так и с учетом внешних
факторов, формирующихся в планетарном масштабе жизни земной цивилизации. Правление
– это элемент формы государства, который характеризует организацию
верховных органов государственной власти и, прежде всего, порядок их
создания, распределения компетенции между ними. Форма правления внешне
наиболее заметный элемент формы государства и издавна служит основанием
для классификации, определения видов государств. Форма государства
является непосредственным выразителем и носителем его сущности и
содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в
конечном счете будет и его форма. Формы государственного правления -
это структура высших органов государственной власти, порядок их
образования и распределения компетенции между ними. На современном
этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов -
дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической
монархии является формально-юридическое разделение государственной
власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в
руках монарха, законодательная - у парламента, последний, однако, в ряде
случаев фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия
отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во
всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть
полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству,
которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.
Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия,
Швеция и др. Парламентарную монархию нередко называют конституционной
монархией. Современные республики делятся на два вида:
президентские, характерной особенностью которых является соединение в
руках президента полномочий главы правительства и государства, и
парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть
президента. Характерным для парламентарной республики является также
наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно
функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной
коалиции. Каждая из рассматриваемых форм имеет свои плюсы и минусы.
Полуабсолютно – теократическая форма правления обеспечивает очень
высокую стабильность государственного управления, которая поддерживается
прежде всего религией. Смена правителя, даже если она осуществлена
путем семейного переворота, не влечет какой – либо дестабилизации в
государстве, просто место одного монарха занимает другой. Прочная
стабильность обеспечивается в дуалистической монархии, поскольку монарх
пожизненно занимает свой пост, готовит заранее себе сына – преемника
(это имеет место и других формах монархии на Востоке), он назначает и
смещает правительство. Смена партий в парламенте не влияет на стратегию и
методы управления, стабильность правительства (министерств)
обеспечивается во всех формах президентских республик, ибо парламент не
формирует его (это делает президент), а иногда его вовсе нет. Однако во
всех этих случаях ответственность исполнительной власти перед
парламентом имеет крайне неразвитый характер, а ее наиболее острые формы
(вотум недоверия и др.) отсутствуют. Введение этих форм ответственности
в конституциях при властном президенте не реализуется на практике.
Правительство, министры испытывают слабое давление парламента и через
него – общественного мнения. В парламентарной монархии и парламентской
республике партийная принадлежность министров, состав правительства
полнее и точнее отражает изменения общественного мнения, его колебания
прежде всего через парламент. Однако это ведет к значительному
недостатку – нестабильности правительства. Партийные коалиции
распадаются, часть членов правящей партии (хотя это бывает очень редко)
может примкнуть к оппозиции и правительство может быть свергнуто. С
целью преодоления недостатков парламентарной и президентской форм и
соединения их положительных сторон в современных условиях все чаще
прибегают к смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной республики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1993. 2.
Бабаев В. К., Баранов В. М. , Толстик В. А. Теория государства и права
в схемах и определениях: Учеб. пособие. – М.: Юрист, 2002. – 256 с. 3. Бабаев В. К. Теория права и государства: Учебник.– М.: Юрист, 2003. 4.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для
вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская
группа НОРМА – ИНФРА •М), 2002. – 800 с. Белов Г. А. Политология:
Учебное пособие. М., 1994. 5. Белов Г. А. Политология: Учебное пособие. М., 1994. 6. Боханов А. Н., Горинов М. М., Дмитриенко В. П. «История России ХХ век». М., 2000. 7. Буланова. А. Г. Конституционное право России. - М.: 2001. 8. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с. 9. Гаджиев К. В., Каменская Г. В. Введение в политологию. – М.: 1993. 10. Голенков З. Т. Проблемы формирования гражданского общества. М., 1993. 11. Денильханов А. Х. П. И. Новгородцев о правовом государстве и демократии. //Социально – политический журнал. 1996. № 4. 12.
Касьянов В. В. Основы социологии и политологии. Серия «Среднее
профессиональное образование». – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003. – 384 с. 13. Керимов А. Д. // «Гражданин и право», N 3, март 2002. 14. Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2000. – 205 с. 15. Коваленко А. И. Теория государства и права. М.: 1994. 16. Козихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб., 1993. 17. Комаров С. В. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 1998. – 64 с. 18.
Комаров С. В. Общая теория государства и права: Учебник. 7- е изд. –
СПб.: Питер, 2006. – 512 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). 19. Краснов Б. И. Основы политологии. Курс лекций. М.: НМЦ СПО, 1994. – 98 с. 20. Курс международного права: В 7 т. Т. 1. М., 1989. 21. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек. 22. Конституции государств Европы. Т. 1. М., 2001. 23. Краснов Б. И. Основы политологии. Курс лекций. М.: НМЦ СПО, 1994. 24. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник - М.: Юрист, 2000.- 397 с. 25. Лазарев В. В. Основы права: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1999. – 448 с. 26. Мазуров А. В. Правоведение: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт – Издат, , 2003. – 240 с. 27. Марченко М. Н. Политология. М.: Проспект, 1993. 28. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 503 с. 29. Марченко М. Н. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 475 с. 30. Морозова С. А., Ильин А. В. Из истории права. СПб.: Специальная литература, 1996. 31.
Мурхаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии,
истории политических и правовых учений: Пособие для вузов, юридических и
гуманитарных факультетов. - Учебник - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. –
1104 с. 32. Мурхаев Р. Т., Французова Л. В. Социология. – М.: Приор - издат, 2004. – 160 с. 33. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. – М.: НОРМА - ИНФРА, 2002. – 490 с. 34. Новицкая Т. Е. История отечественного государства и права: Учеб. пособие. - М.: МГУ, 1997. – 210 с. 35. Овчинников В. Потомки богини солнца // Российская газета. 2006. 9 марта. 36. Петров А. В. Теория государства и права: введение в курс. - Н. Новгород, ННГУ, 2000.- 67 с.. 37.
Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для
студентов высш. учеб. заведений. – 3-е. изд., перераб. и доп. – М.:
Аспект Пресс, 1996. – 447 с. 38. Радугин А. А. Политология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Центр, 1999. – 224 с 39. Социально – политические науки. 1991. № 6. 40.
Сухарев А. Я., Крутских В. Е. Большой юридический словарь. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 704 с. – (Серия «Библиотека
словарей «ИНФРА • М»). 41. Топорин Б. Н., Батурин Ю. М., Орехов Р. Г. Комментарий к Конституции РФ. - М., 1994. 42. Топорин Б. Н., Батурин Ю. М., Орехов Р. Г. Конституция, законы, подзаконный акт. – М., 1994. 43. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт – М, 2001. – 527 с. 44. Туманов В. А., Чиркин В. Е., Юдин Ю. А. Конституция РФ: Словарь – справочник. – СПб, 1997. 45. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. 46. Шилобод М. Н., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право: Учебник. – М.: Дрофа, 1997. – 432 с. 47. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 2000. – 384 с. |