|
Актуальность данной темы определена стремительным развитием рынка
лесоматериалов, характерными чертами которого на сегодняшний день
являются динамичные изменения спроса и предложения. В условиях
современного рынка лесоматериалы играют большую роль. В условиях
жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющееся ситуации фирмы должны не
только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и
вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им
успевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие
фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на
ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением
эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В
настоящий момент наблюдается стремительное развитие рынка
лесоматериалов, характерными чертами которого на сегодняшний день
являются динамичные изменения спроса и предложения. В условиях
современного рынка лесоматериалы играют большую роль. К сожалению, в
данном направлении уделяется не то внимание, которого он заслуживает в
условиях рыночных отношений в России. Именно в производстве
лесоматериалов предприниматели больше ориентированы на практику и
действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной
такого положения является тот факт, что большинство предприятий до
недавних пор могло без особых усилий и маркетинговых исследований
постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства
лесоматериалов. Насыщенность рынка лесоматериалов разнообразными
видами продукции, а также их заменителями, острая конкурентная борьба
пилорам и лесхозов за предпочтения потребителей, возможность
предпринимателей самостоятельно определять цели, стратегии,
управленческие структуры обусловили необходимость и возможность
использования стратегического менеджмента в сфере производства продукции
из лесоматериала. Сейчас, хотя и не снимается задача рационального
использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным
становиться осуществление такого управления, которое обеспечивает
адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение
изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение
позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы,
интернационализация бизнеса, открываемых достижениями науки и техники
развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное
распространение и получение информации, широкая доступность современных
технологий, изменение роль человеческих ресурсов, а также ряд других
причин привели к резкому возрастанию значения стратегического правления. Не
существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не
существует единого универсального стратегического управления. Каждая
фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки для каждой
фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики
ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик
производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики,
культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые
основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых
обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления
стратегического управления. В условиях рыночных отношений особое
место занимает система управления производственно-сбытовой деятельностью
фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского
спроса. В данном случае хорошо обоснованная стратегия должна
адекватно реагировать на привлекательность, условия конкуренции,
специфические рыночные возможности и угрозы, учитывать слабые и сильные
стороны и ее конкурентные возможности, собственные взгляды персонала,
ценности, культуру и этику предприятия. Стратегическое управление
предприятием, объединением (хозяйственным обществом, акционерной
компанией) является для российской экономики сравнительно новым,
непривычным явлением. Стратегическое управление не является обособленным, а представляет собой органическую часть системы управления компании в целом. Практическая
значимость выпускной квалификационной работы заключается в
сформулированности стратегии для диверсифицированного предприятия. Новизна выпускной квалификационной работы заключается в стратегическом анализе предприятия на примере ГУП «Выксунский лесхоз». Объектом исследования является Государственное унитарное предприятие Нижегородской области «Выксунский лесхоз». Предметом
данной квалификационной работы является анализ и разработка
рекомендаций по совершенствованию диверсификации предприятия при
введении в ассортимент предприятия нового продукта. Цель выпускной
квалификационной работы – характеристика и анализ стратегического
управления, диверсификация предприятия, а также разработка мероприятий
для диверсифицированного предприятия. Указанная цель предопределила постановку и необходимость решения основных задач исследования: 1. Выявить сущность и содержание понятий: стратегическое управлении, диверсификация производства.
2. Рассмотреть основные типы стратегий диверсифицированных корпораций и
объяснить, как компании могут использовать диверсификацию для создания
или соединения конкурентоспособности каждого вида бизнеса. 3. Провести стратегический анализ ГП «Выксунский лесхоз». 4.
Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления ГП
«Выксунский лесхоз» в условиях диверсификации предприятия. Методологической
основой работы является комплекс методов: общенаучные методы
(диалектика, анализ, синтез и др.), специальные методы (системный,
сравнительный и др.), частнонаучные методы (социально –
психологические). В работе использованы выводы и положения советских и
российских ученых: Г. И. Хорошева, Н. Т. Саврукова, О. С.
Виханского, А. И. Наумова, С. В. Рогожина, Н. Ф. Пермичева А. Н.
Пригожина и др., а также данные исследования деятельности ГП
«Выксунский лесхоз».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая организация сама по себе является сложной системой,
состоящей из отдельных элементов, звеньев и подсистем. Она осуществляет
самостоятельную деятельность, планирует ее, вырабатывает стратегию и
тактику своего поведения, имеет свои цели и интересы. Внутри организации
существуют функциональные подразделения с налаженным взаимодействием. В
ней создается определенный социальный микроклимат, регулируемый
системой управления организацией. Деятельность организаций сложна и
многообразна. Любая организация имеет свое собственное лицо и свой
неповторимый стиль поведения. Уникальность организации является
важнейшим фактором ее выживания. В результате дипломного
исследования были изучены теоретические основы стратегического
управления и диверсификации бизнеса, а также изучен процесс
диверсификации предприятия при введении в ассортимент предприятия
нового продукта. Так, институт стратегического управления можно
определить как такое управление организацией, которое опирается на
человеческий потенциал как основу организации, ориентирует
производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет
гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие
вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных
преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и
достигать своей цели в долгосрочной перспективе. Установлено, что на
диверсифицированном предприятии руководители корпорации должны
разрабатывать многоотраслевой план стратегических действий для
некоторого числа отдельных видов бизнеса, конкурирующих в разнообразных
экономических условиях, в отличие от предприятий с одним видом бизнеса,
где руководство должно рассматривать только одну отраслевую окружающую
среду. В работе были исследованы процессы, протекающие на ГУП
«Выксунский лесхоз»», ее организационная структура, этапы жизненного
цикла и др. Было выявлено, что существует два подхода к диверсификации -
диверсификация в родственный и не родственный бизнес. Доводы в пользу
родственного бизнеса имеют стратегический характер. Главным доводом в
пользу не родственной диверсификации является утверждение о том, что
любой бизнес, обладающий хорошим потенциалом получения прибыли и
приобретенный на хороших финансовых условиях, является приемлемым
бизнесом для диверсификации. Не родственная диверсификация – это в
основном финансовый подход к диверсификации. Таким образом, в
результате проведенного анализа была достигнута цель выпускной
квалификационной работы – характеристика и анализ стратегического
управления, диверсификация предприятия, а также решены поставленные
задачи исследования. В процессе работы были разработаны мероприятия для диверсифицированного предприятия. В
результате дипломного исследования необходимо сделать следующие
заключения. Многие компании имеют корни в одной отрасли экономики. Даже
если они осуществляют диверсификацию в другие отрасли, большая часть их
выручки и доходов будет иметь своим главным источником первоначальную
или основную отрасль. Диверсификация становится привлекательной
стратегией, когда с ее помощью компания получает возможности роста
прибылей в основном бизнесе. Таким образом, в заключении необходимо
отметить, что каждая компания (фирма) выбирает для себя более удобный
вид стратегии, исходя из поставленных перед собой целей и в зависимости
от желаемого результата. Для одних это может быть стратегия одного
бизнеса, для других – одна из стратегий диверсификации. Главное – это
достижение эффективной деятельности, ее прибыльность (как материальная,
так и духовная (например, при благотворительности)) и достижение к
поставленным целям и задачам. Стратегическое управление призвано
расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым
создать возможность своевременной ответной реакции предприятия на те
изменения, которые происходят в его внешней среде: на рынках товаров и
технологий, в научно – технической, экономической, социальной и
политической сферах. Оказаться без стратегического управления означает,
что предприятие стало как бы близоруком и может принимать лишь
краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения. В результате
внедрения рекомендаций, разработанных в данной дипломной работе,
следует ожидать оптимизации и гарантированности прибыли предприятия в
ближайшей перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев В. Г. Теория организации: Учебник. – М. «Экономика», 2003. 2. Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА – М., 1999 3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2003. 4. Волкова О. И., Девяткина О. В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003. 5. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь – М.: Экономика, Дело ЛТД, 1994. 6.Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. – М.: Фин-пресс, 1998. 7. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2002. 8.
Горфинкель В. Я., Швандара В. А. Малый бизнес, организация, экономика,
управление: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТА – ДАНА, 2003. 9. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – Фин-пресс, 1998. 10.
Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие/ Пер. с
нем. А.М. Макарова: Под ред. И. С. Минко. – М.: Высшая школа: ИНФРА-М,
1996. - 255с. 11. Дойнников И. В. Хозяйственное (предпринимательское)
право. Методические указания по изучению курса: Учебное пособие для
вузов. М.: «Приор – издат», 2003. 12. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.- СПб: Издательство «Питер», 1999. 13. Зайцев Л. Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. 14. Камаев В. Д., Лобачева Е. Н. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт – Издат, 2005. 15. Козловский В. А. Производственный менеджмент. – М.: ИНФРА – М, 2006. 16. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М. Ростинтэр, 1996. 17. Круглова Н. Ю. Коммерческое право: Учебник для вузов. 2- е изд., испр. и доп. – М.: Издательство РДЛ, 2003. – 720 с. 18. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000. 19. Мильнер Б. З. Теория организаций. – М.: ИНФРА – М, 2000. 20. Николаева И. П. Экономическая теория: Учебник. – М.: Проспект. 2000. 21. Олейник О. М. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1. – М.: Юрист. 2002. 22. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: изд – во Михайлова В. А., 2004. 23. Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. 24. Радченко Я. В. Теория организации: Конспект лекций. – ч. 1. – М.: Издательство ГАУ, 1998. 25. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Теория организации. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. 26. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. – М.:, Аудит, ЮНИТИ, 2000. 27. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Вопрос – ответ»). 28.Советский энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова А. М. – М.: «Советская энциклопедия, 1985. 29.
Томпсон А.А, мл. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и
ситуации: Учебник для вузов. Пер.с 9-го англ.изд.-М.: ИНФРА-М, 2000. 30. Фатхутдинов Р. А. Организация производства: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001. 31.
Шахмалова Ф. И. Экономические реформы в России: совершенствование
методических подходов: Сборник научных трудов. – М.: Экономика, 2004. 32. Юкаева В. С. Менеджмент: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 33. Яковлев Г. А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2004.
|