|
Появление и утверждение христианства как мировой религии свобода и
равенство людей стало важным фактором обновления мира и оказало
существенное влияние на все последующее историческое развитие. Но
реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом
иными, чем это представлялось энтузиастам раннего христианства. Уже
во II в. жизнь в христианских общинах заметно изменяется, усиливается
власть руководителей общин, налаживается постоянная связь между ними,
формируется церковная бюрократия (духовенство). Одновременно с этим идет
процесс формирования официального вероучения, канонизации христианской
литературы. Церковь начинает делать акцент на божественном характере
всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление
насилию. Процесс становления церковной иерархии, епископата и единой
церкви, канонизации христианства сопровождался острой борьбой против
разного рода сект и ересей, отклонявшихся от «истинного» вероучения. В
борьбе против ересей формировавшаяся и укреплявшая свои позиции
христианская церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной
власти. В 311 г. христианство было официально признано одной из
равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало
государственной религией. Видным выразителем официальной христианской
доктрины и политической идеологии христианства в это время был Аврелий
Августин. Цель работы – характеристика политико-правовых взглядов Аврелия Августина. Работа
написана на основании иследований отечественной и зарубежной науки. В
работе использованы общенаучные, специальные методы исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной особенностью развития политической мысли в период Средневековья
является определяющее влияние на нее христианства и римско-католической
церкви. Средневековая христианская религия стала ядром мировоззрения
феодального общества. На протяжении всего западноевропейского
средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью
и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе. Особый вклад в
развитие христианской политической теории внес Аврелий Августин. Аврелий
Августин разработал основные положения христианской философии. Его
политические и правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О
свободной воле» и ряде других сочинений. Естественно сложившийся
порядок земного мира Августин критикует с региозно – идеальных позиций
божественного порядка и его земного прообраза, представленного в жизни
«избранных» и их общин (христианской церкви). Взгляды Августина на
человеческую природу и человеческую историю отличаются заметной
новизной, в целом присущей его трактовке отношений человека и
христианского Бога. Человек, согласно его воззрениям, существо немощное и
совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на
земле какое – либо совершенное общество. В конечном счете добро и
справедливость должны возобладать благодаря предустановленному вечному
порядку и неодолимому авторитету божества. Формы правления
различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые
возлагаются на верховную власть. Главным среди них он считает моральные и
религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к
человеку. В процессе обоснования и проповеди своих теологических
воззрений Августин зачастую обращается и к правовым вопросам. При этом
основополагающее значение в его подходе к праву занимают рассуждения о
восходящем к Богу нерушимом вечном законе, действующем и в области
человеческих отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. - М., Юристъ, 1995. 2. Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. – СПб.: Специальная литература, 1996. 3.
Мухаев Р. Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии,
истории политических и правовых учений: Пособие для вузов. М.:
«Издательство ПРИОР», 2000. 4. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. |