|
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада
Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие.
Раннее средневековье характеризуется становлением христианской догматики
в условиях формирования европейских государств в результате падения
Римской империи (V в. н. э.), а зрелое средневековье (начиная с ХI в.)
связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве
своей идеологической основы использовал развитое в раннем средневековье
христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в
соответствии с собственными требованиями. В исторической науке период
Средневековья в Западной Европе датируют V - ХV вв. Однако по отношению
к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая
философия в Западной Европе – это христианская философия. Христианская
же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские
философы – Афиногор, Теофил, Ириней, Юстин, Татиан и другие
разрабатывали и пропагандировали свои идеи во II в. н. э. Принципы
средневековой христианской философии определяются ее принадлежностью
эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская
религия. Зарождение этого типа философии относится ко времени, когда
античная философская мысль начала испытывать влияние христианских идей,
то есть ко II – III вв. В средневековой философии обычно выделяют два
основных этапа: патристику (со II – III по VIII в.) и схоластику (с IХ
по ХV в.). К ХIV – ХV вв., когда философия освобождается от власти
церковных канонов, время средневековой философии заканчивается. Идеалистическая
ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась
основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение
имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога – творца, в
корне отвергавший анатомические доктрины античности, и догмат о творении
Богом мира «из ничего», который не только устанавливал непроходимую
границу между идеальным миром Бога – творца и материальным миром земной
жизни, не только утверждал зависимое происхождение последнего от
идеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность
мира во времени (начало и конец света). В условиях такого жесткого
религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия
была объявлена «служанкой богословия» (формула Петра Домиани), которая
должна была использовать мощь своего рационального аппарата для
подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название
«схоластики» (от лат. schlastica – школьный учитель). Содержание
схоластических диспутов не оказало серьезного воздействия на дальнейшее
развитие философии, но с точки зрения рассуждений схоластики во многом
оказалась полезной для дальнейшего развития логики. Цель контрольной работы является анализ и характеристика основных особенностей средневековой философии. В
работе использованы общенаучные методы (диалектика, анализ, синтез и
др.), специальные методы (системный, сравнительный и др.), частнонаучные
методы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования было
установлено, что средневековая философия вошла в историю мысли под
именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в
нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого
словопрения. В Средние века назначение философии виделось в ее
служении религии. Античное философское наследие вошло в эту философии в
существенно измененном виде, чтобы соответствовать христианскому учению и
образу жизни. На смену античному космоцентризму пришел теоцентризм, а
философская деятельность стала регламентироваться церковью. В Средние
века формируется новое воззрение на природу. На вопрос, что такое
человек, средневековые мыслители давали многочисленные и разнообразные
ответы, чем философы Античности или Нового времени. Философское
служение представлялось весьма почетным. Философия должна была разумно и
упорядоченно, осваивая достижения духовной культуры, исходя из
положений и опыта христианской веры, осмысливать все существующее,
поддерживать рациональными доводами христианские ценностные устои и
основанное на них мировидение; а также растолковывать, разъяснять истины
веры, способствуя распространению и упрочению знаний о них.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева А. П. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд – во проспект, 2003. 2. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. – М.: Изд – во Центр, 1996. 3. Спиркин А. Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: политиздат, 1988. 4. Фролов И. Т. Введение в философию: Учебник для вузов. – М.: Политиздат, 1989. |